Аштанга-йога

Аштанга-Йога – это древняя система Йоги, которую Вамана Риши изложил в Йога Корунте. Этот текст был получен Шри Т.Кришнамачарьей в начале 20 века от его Гуру Рама Мохана Брахмачари, и позже был передан Паттабхи Джойсу во время его обучения с Кришнамачарьей, начиная с 1927г.

Ниже следуют те аспекты, которым Паттабхи Джойс придает особое значение, как главным состовляющим Аштанга Йоги.

Виньяса: Виньяса означает способ дыхания и движения. На каждое движение приходится одно дыхание. К примеру, в Сурья Намаскаре девять виньяс. Первая виньяса – это вдох, когда руки поднимаются над головой, а ладони соединяются вместе; вторая виньяса – выдох с наклоном вперед и опусканием ладоней рядом со стопами и т.д. Подобным образом для всех асан установлено определенное количество виньяс.

Виньясы имеют целью внутреннее очищение. Дыхание и движение, совершаемые одновременно с асанами заставляют кровь становится горячей, или как говорит Паттабхи Джойс, заставляют кровь бурлить. Густая кровь является грязной и вызывает различные заболевания в теле. Жар, производимый йогой, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без затруднений. Сочетание асан с движением и дыханием позволяет крови свободно достигать всех суставов, унося боль из тела. В случае недостаточной циркуляции возникает боль. Нагретая кровь также проходит через все внутренние органы, удаляя загрязнения и болезни, которые выводятся из тела через пот во время практики.

Пот – важный продукт виньясы, потому что только через пот болезнь покидает тело и происходит очищение. Как золото плавят, чтобы удалить примеси, благодаря тому, что грязь выходит на поверхность при кипении золота, так и йога заставляет кровь бурлить и выводит все токсины наружу, которые затем удаляются с потом. Если следовать методу виньяс, то тело становится здоровым, сильным и чистым как само золото.

После того, как тело очищено, становится возможным очистить нервную систему, а затем и органы чувств. Эти первые шаги весьма сложны и требуют многих лет практики. Органы чувств неизменно направлены вовне, а тело постоянно пребывает под властью лени. Однако, благодаря твердому намерению и усердной практике их можно контролировать. После того, как это выполнено, контроль ума приходит автоматически. Виньяса создает основу для того, чтобы это случилось.

Тристхана: Это означает три места внимания или действия: поза, способ дыхания и направление взгляда. Все три являются очень важными в практике йоги, и охватывают три уровня очищения: тело, нервную систему и ум. Они всегда выполняются в соединении друг с другом.

Асаны очищают, укрепляют и придают гибкость телу. Дыхание – это речака и пурака, что означает вдох и выдох. И вдох, и выдох должны быть ровными и спокойными, длительность вдоха должна быть равна длительности выдоха. Такое дыхание очищает нервную систему. Дришти – место концентрации взгляда во время выполнения асаны. Всего есть девять дришти: нос, межбровье, пупок, большой палец, ладони, стопы, вверх, вправо и влево. Дришти очищает ум и обеспечивает устойчивость его функционирования.

Для очищения тела изнутри необходимо наличие двух факторов: воздуха и огня. Место огня в наших телах расположено на десять сантиметров ниже пупка. Здесь находится наша жизненная сила. Чтобы огонь мог гореть, нужен воздух, отсюда следует необходимость дыхания. Если вы поддерживаете огонь при помощи нагнетателя воздуха, то требуется равномерность его работы, чтобы пламя не погасло или не вышло из под контроля.

Так же дело обстоит и с дыханием. Длинное ровное дыхание усилит ваш внутренний огонь, увеличит жар в теле, который в свою очередь нагреет кровь для физического очищения, а также сожжет загрязнения нервной системы. Длинное спокойное дыхание повышает внутренний огонь и укрепляет нервную систему управляемо и равномерно. Когда этот огонь усилен, наше пищеварение, здоровье и продолжительность жизни также возрастают. Неровный вдох и выдох, или слишком быстрое дыхание, нарушат равномерность сердцебиения, сбивая и физическое тело и вегетативную (автономную) нервную систему.

Важная состовляющая дыхательного метода – мула и уддияна бандхи. Это замки анального сфинктра и нижней части живота, которые запечатывают энергию внутри, дают легкость, силу и здоровье телу, а также помогают создать сильный внутренний огонь. Без бандх дыхание не будет правильным и асаны не принесут пользы. Когда мула бандха освоена в совершенстве, контроль ума происходит автоматически.

Шесть ядов: Жизненно важный аспект внутреннего очищения, которому учит Паттабхи Джойс, относится к шести ядам, окружающим духовное сердце. В йога шастрах сказано, что Бог обитает в нашем сердце в форме света, но этот свет покрыт шестью ядами: кама, кродха, моха, лобха, матсарья и мада. Это – желание, гнев, иллюзия, жадность, зависть и леность. Когда практика йоги поддерживается с большим старанием и преданностью на протяжении долгого времени, тогда жар, производимый ею, сожжет эти яды, и засияет свет нашей внутренней природы.

Это составляет практические и философские основы Аштанга Йоги в том виде, как ее преподает Шри К.Паттабхи Джойс.

Материал с сайта www.ashtangayoga.ru