Самадхи

самадхиСлово «самадхи» в переводе означает «целостность, объединение». Другое толкование ? «осуществление, завершение». Понятие это относится к буддистской и индуистской традиции. Под ним понимается особого рода созерцательное состояние, достижение которого означает утрату самой идеи собственной индивидуальности (но не сознания). Воспринимающий и воспринимаемый вследствие этого становятся единым целым.

Самадхи – состояние просветления

В сущности своей, самадхи – состояние просветления, более известное как нирвана. Для его достижения требуется длительная медитация, устраняющая противостояние мира внутреннего и внешнего. При этом индивидуальное сознание сливается с сознанием абсолютным. Учение йоги гласит: самадхи наступает внезапно в процессе медитации, когда течение мысли естественным образом иссякает, причиной чему является истощение запасов идей и переживаний.

Состояние концентрации, однако, при этом сохраняется. Вместе с ним наблюдается также возникновение интуитивной связи или восприятия. В системе йоги самадхи представляет собой последнюю ступень восьмеричного пути Аштанга-йоги. В этом отношении понятие «самадхи» становится близким понятию «сатори» в традиции дзен-буддизма, разница сводится к путям приобретения, отличным от индуистских.

Достижение самадхи

Автор «Йога-сутр» Патанджали говорит о том, что достижению самадхи не способствует ни волевое решение, ни сильное желание. Самадхи доступно лишь тем, кто обладает большим опытом. Лишь после того, как сознание (читта) утвердится в самадхи, оно сможет перейти к непосредственному познанию «Я» (Пурушу).

Такого рода созерцание, которое, по сути, должно быть признано соучастием, приводит к прекращению тех страданий, что связаны с существованием.

В Бхакти-йоге для достижения самадхи необходимо преданное служение и поклонение Богу, постоянная направленность ума на его осознание.

Мирча Элиаде, широко известный историк религий, в своем труде «Йога. Свобода и бессмертие» повествует о разных типах самадхи. Так, по словам Элиаде, Патанджали и его последователи выделяют несколько этапов предельной концентрации. Если для достижения самадхи привлекался объект или идея (мысль при этом фиксируется на точке или идее), то такой экстаз должен носить название «сам­праджнята самадхи», что в переводе означает «экстаз с опорой», «дифференцирующий (различающий) экстаз».

В условиях отсутствия какой-либо «связи» (будь то внешняя или внутренняя), продолжает Элиаде, йог достигает «единения», абсолютно недоступного для проникновения «отличия». Такое состояние, в сути своей, является полным осознанием. В этом случае уместнее говорить о том, что йог достиг «асам­праджнята самадхи» («недифференцированный, не различающий экстаз»).

Подтверждение этому находим у йога Виджнянабхик­шу, который трактовал сампраджнята самадхи как средство высвобождения, ведь именно с его помощью истина становится осознаваемой, а страдания прекращаются. Вместе с тем, одним из последствий сампраджнята самадхи является разрушение «впечатления» (санскары) предыдущих ментальных действий. Отрицательным итогом этого может стать остановка кармических сил, которые йог сумел активизировать ранее своими поступками.

Виджнянабхикшу говорит также о том, что во время дифференцированного экстаза наблюдается приостановление всех ментальных функций, за исключением, конечно, той, что медитирует на объект. В свою очередь, сампраджнята самадхи предполагает нечто иное: сознание исчезает полностью, блокировке подвергаются абсолютно все ментальные функции. В таком экстазе невозможно найти даже след ума (читта), если не считать впечатлений (санксара), которые после своего функционирования были оставлены в прошлом.

Эти впечатления играют важную роль: если бы не они, возвращение в сознание было бы невозможным.

состояние самадхиДва состояния самадхи

Таким образом, подытоживает Элиаде, можно выделить два совершенно разных состояния. Для достижения первого необходимо применить йогическую технику концентрации (дхарана) и медитацию (дхьяна).

Что касается второго состояния, то оно представляет собой неспровоцированный экстаз, некий «прорыв». При этом не может быть никаких сомнений в том, что асампраджнята самадхи может быть достигнуто исключительно благодаря длительным усилиям самого йога. Такое состояние вряд ли стоит расценивать как подарок или проявление милости. Более того, оно вряд ли будет доступно йогу, который ранее не испытал самадхи с опорой.