Пранаяма
Если успокоить свое внешнее дыхание, то станет возможным переживание умиротворенности и глубокого покоя. Патанджали в своей работе «Йога-сутры» дает такому состоянию название – самадхи.
В самадхи дыхание замедляется настолько, что становится практически не различимым. При достижении высших стадий самадхи внешнее дыхание и вовсе останавливается, а вместе с ним останавливается время и открывается вечность. Приостановление внешнего дыхания свидетельствует о переходе к внутреннему праническому дыханию.
Отныне человек больше не нуждается в дыхании легкими. Сознание сливается с праной в центральном канале тонкого тела – так называемой сердцевине жизни. Чтобы пробудить пранические знания, необходимо прибегнуть к техникам пранаямы, где важнейшим «инструментом» направления тонкой энергии на различные уровни существа признается дыхание.
Прана-техники базируются на упражнениях из йоги, овладение которыми, в общем-то, не так сложно. Здесь можно выделить три главных элемента.
Речака – полный выдох (опустошение).
Пурака – полный вдох (наполнение).
Кумбхака – задержка дыхания.
Сочетание разных видов дыхания позволяет нормализовать работу внутренних органов, восстановить нервную систему, добиться контроля над своими эмоциями и чувствами.
Зачастую в пранаямах применяются упражнения йоги, которые в данном случае могут быть дополнены медитативной практикой.
Выделяют три вида прана-йоги.
Мантра-прана-йога.
Особую роль здесь играет произношение мантр соразмерно с дыханием. Это касается, прежде всего, биджа-мантр, а также длинных и именных мантр. Согласно Ведам, прана – непроявленная речь. Соответственно, мантра-йога, в определенном смысле, – форма прана-йоги.
Собственно прана-йога. Как таковая прана-йога предполагает, что человек работает непосредственно с праной или силой. Особое внимание при этом уделяется мотивации и направленности воли, а не дыханию. Необходимо развивать волю, чтобы провести прану от низших чакр к высшим.
Дхьяна-прана-йога.
Не что иное, как йога медитации. В данном случае речь идет о медитации на пране, чаще всего воспринимаемой в форме божества.
Благодаря прана-йоге улучшается контроль над энергией ума. При этом в нем пробуждается сила прямого восприятия. Древняя философия гласит: нитями пранической энергии пронизано все тело человека. Они пролегают внутрь нервов, вдоль позвоночника и объединяются в шесть чакр, основанием которых служит источник энергии огня – кундалини.
Кундалини.
Пробуждая кундалини, человек обретает радость, покой и гармонию. Это и есть конечная цель изучения всех практик йоги.